Сайт отключен
Если вы являетесь владельцем сайта,
позвоните по телефону:

+7 (3952) 48-20-84

26.02.2021

Обеспеченность необходимым запасом топлива на теплоисточниках

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения определяет Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190 ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии со ст. 20 указанного закона Проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, подтверждения наличия нормативных запасов топлива на источниках теплоснабжения, поскольку теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. N 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

На основании п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. № 377 (далее – порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом с целью обеспечения поддержания плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

В свою очередь НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (п. 11 порядка).

По общему правилу для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток:
по твердому топливу - 45 суток;
по жидкому топливу - 30 суток.

Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. А именно для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом 14 суток, доставляемого автотранспортом 7 суток. Для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом 10 суток, доставляемого автотранспортом 5 суток.

Однако, НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности. ННЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно, не рассчитывается (п. 23 порядка).

Такой способ регулирования применяется для территорий, которые в силу территориального расположения не имеют постоянной транспортной доступности.

В связи с чем, НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности.

Также необходимо отметить, что, исходя из анализа законодательства о теплоснабжении НЭЗТ и ННЗТ необходимо размещать непосредственной на источниках теплоснабжения, с целью обеспечения надежного и бесперебойного отопления потребителей.

Таким образом, размещение на теплоисточниках ННЗТ и НЭЗТ является критерием надежности, бесперебойности оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям в необходимых для них объемах, что в свою очередь гарантирует надлежащее прохождение отопительного периода, и минимизирует риск нарушения прав таких потребителей и наступления угрозы чрезвычайной ситуации.